Люди

"Осколки «неизвестных» войн."

aaa

«Экспонатам приказано гово­рить» — под таким заголовком в позапрошлом номере «Спецназа» был опубликован материал о созда­нии уникальной экспозиции, кото­рая разместится в новом здании Белорусского государственного музея истории Великой Отече­ственной войны. Со страниц жур­нала организаторы экспозиции …

"Горячее сердце разведчика Юшкевича"

ush3

Вечернее июньское небо разорвалось тревожными всполохами. Минск бомбили весь следующий день – все началось с налета огромной армады более чем сорока вражеских самолетов. В считанные мгновения город превратился в огромный костер. После бомбежки полыхали дома, …

"Нужны врачеватели солдатских душ"

tq

АФГАНСКАЯ тема сегодня везде — в газетах, выпусках теленовостей, на сайтах. Выходки американских сол­дат, протесты афганцев, угрозы тали­бов, теракты, новые виды оружия и экипировки войск коалиции… Ка­жется, молодое поколение о сего­дняшних событиях, натовских коммандос в …

Даты

14/10

1962
Начался «Кубинский ракетный кризис». Кеннеди в выступлении по радио заявляет, что СССР построил на Кубе ракетную базу. Он объявляет о начале морской блокады острова для предотвращения поставок на Кубу новых советских ракет …

13/10

13 октября
1960
Произошла первая авария ядерной установки (течь парогенератора ядерной энергоустановки) на атомной подводной лодке «К-8» в море. Экипаж с аварией справился, лодка самостоятельно вернулась на базу.
1944
Войска 2-го (генерал армии И.И. Масленников) и 3-го …

12/10

12 Октября
1982
Выведением на орбиту 3 космических аппаратов (Космос-1413, -1414, -1415) Военно-космические силы приступили к созданию космической навигационной системы второго поколения «Глонасс».
1967
Верховный Совет СССР принял Закон о всеобщей воинской обязанности, которым, в …

Медиа

Фото недели
 

Последние комментарии

  • Загрузка...
  • 13:48 11.21.11
    Автор:  admin
    Рубрика: Журнал Спецназ,Лента новостей,Лента новостей 2

    Начало августа. Брест. Показательные прыжки десантников. Одни смотрят на небо с тоской, другие с зави­стью. Первые больше не шагнут в небо, вторым или никогда не решиться на это, или их прыжок еще впере­ди. Что ждет молодого солдата перед первым шагом в неизвестность? Об этом «Спецназ» решил спросить у профессионала, а в качестве новобранца мы отправили на тренинг нашего постоянного автора. Пред- прыжковую подготовку он прошел с бывшим командиром взвода воздушно-десантной службы 38-й гвар­дейской мобильной бригады Виктором Занько (на фото-руководит бойцами перед десантированием).

    Воздушно-десантная служба (ВДС) 38-й брига­ды не занимает много ме­ста. Небольшое здание с кабинетами и технически­ми помещениями. Струк­тура создана для обуче­ния солдат десантирова­нию и выброски грузов, техники. Прыжок — целая школа, ее учителя — офи­церы и прапорщики ВДС. Ошибка вэдээсника стоит парашютисту жизни, так что служба спецов по де­сантированию сродни са­перной. Вот только ответ­ственности побольше — рискуешь чужой головой.

    Представляем эксперта

    Виктор Афанасьевич Занько. Гвардии старший прапорщик. Первый прыжок совершил в 1973 году. В ВДВ прослужил 30 лет. На его счету 1200 прыжков с парашютоами различных типов. В год обучал предпрыжковой подготовке свыше 2000 военнослужащих. В общей сложности его учениками стали более 60 тыс десантников!

    — От каждого военнослужа­щего нужно добиться полного усвоения курса предпрыжко- вой подготовки, — Виктор Занько словно читает мне вводную лекцию. — Что—то пропустил, недослушал — к воздушному судну близко подпускать нельзя. У нас гово­рят так: ошибку в огневой подготовке можно исправить, перестрелять хоть на «отлич­но». Ошибка в воздушно—де­сантной подготовке — гроб. Свежий пример: в конце июля на озере Скрыдлево недалеко от Витебска во время ночных тренировочных прыжков уто­нул военнослужащий 103—й гвардейской отдельной мо­бильной бригады. Тело 23—летнего десантника водо­лазы обнаружили спустя не­сколько дней. Во время ноч­ных учений парень призем­лился в озеро. В воде он уже почти освободился от пара­шюта, но потом что—то поме­шало спастись, хотя до берега было совсем близко. В Скрыд­лево в ту злосчастную ночь упали еще несколько десант­ников, но им, к счастью, уда­лось выплыть. После таких новостей кажется, что слова на плакате, который есть, навер­ное, в каждой ВДС — «Небо ошибок не прощает», — дей­ствительно написаны кровью. И отнюдь не для пустого запу­гивания.

    Зубрежка

    - К ВОЗДУШНО—десант­ной подготовке готов! — бод­ро рапортую я и иду… за пар­ ту. Как в первый класс. Кон­спект, ручка и теория. День, второй, третий, неделя. Уст­ройство парашюта Д—6, ка­бины вертолета Ми—8, пове­дение парашютиста в небе. Честно скажу, иногда хочет­ся «забить» да просто пори­совать в тетрадке… Но вовре­мя вспоминаю о том суровом плакате.

    — Парашют Д—6 предназна­чен для учебно—тренировоч­ных и боевых прыжков из транспортных воздушных судов, — медленно диктует инструктор. — Камера ста­билизирующего парашюта, предназначенная для уклад­ки стабилизирующего купо­ла со стропами и верхней ча­сти стабилизатора, изготов­лена из капронового авизента и имеет форму цилиндра. В верхней части камеры на капроновой ленте ЛТКкрП—26—600 прочно­стью 600 кгс закреплен при­цеп ной ка ра бин, при по мо – щи которого камера крепит­ся к тросу или переходнику в самолете… При посадке в са­молет или вертолет парашю­тист должен занимать только указанное ему место. После зацепления выпускающим карабина вытяжной веревки запрещается трогать карабин и держаться за вытяжную ве­ревку. В процессе набора вы­соты запрещается вставать со своего места и передвигаться по пассажирской кабине. Делать это разрешается толь­ко по требованию выпуска­ющего… Для уменьшения скорости приземления при прыжках с управляемыми парашютами используется собственная горизонтальная скорость купола. Для этого необходимо купол парашюта натяжением строп управле­ния развернуть на малый снос, т.е. против ветра (щели ставятся вперед по сносу). При этом скорость переме­щения купола относительно земли уменьшится на вели­чину горизонтальной скоро­сти купола. За счет этого уменьшается результирую­щая скорость приземления… Конспект толстел, как кро­лик на капустной грядке, а «урокам», кажется, не было конца. Впрочем, все прихо­дит к финишу. Завершился и недельный курс теоретичес­кой подготовки. Как водит­ся, зачетом. Хорошо зубрить конспект вечером на мягком диване. А вот бойцам спец­подразделений приходится по сти гать нау ку в казармах наряду с другими занятиями. Штудировать инструкции и правила, стоять в нарядах, заниматься строевой, боевой и физической подготовкой… И учат. И сдают. И пусть у кого—то после этого повер­нется язык назвать десант­ников твердоголовыми, спо­собными только ломать кир­пичи. Хотя и это они — все­гда пожалуйста!

    Инъекция в мозг

    НА термометре 30 градусов. Тепло, однако. На мне — форма, два тяжелых макета парашюта (основной и запа­сной), парашютный шлем. Так я начал знакомство с практической частью пред- прыжковой подготовки. К слову, проходят ее каждый раз за день до прыжка вне за­висимости от срока службы. Первый раз практический курс длится неделю. Приступаем к наземной отработке элементов прыжка, командует инструктор, и я иду к макету вертолета. Здесь можно посмотреть, как раз­мещаются десантники, заняв места, как шутят инструкторы ВДС, «согласно купленным билетам». Мне подробно разъясняется, как выпускают из вертолета, кто в какой пос­ледовательности выходит из борта. Например, бойца—тя­желовеса поставят прыгать первым, а «мухач», если и дальше применять боксер­скую терминологию, уйдет с борта в последней партии — дабы не встретиться с первым парашютистом в воздухе.

    Слова, которые живут в па­мяти каждого десантника, будто детская считалочка, которые парашютист произ­носит как заклинание, шагая в небо: «501 – 502 – 503 – кольцо! (В эту секунду нужно выдернуть кольцо парашю­та, чтобы раскрылся купол. А.М.) 504 – 505 – купол!»

    Посмотрел в небо, убедил­ся, что купол раскрылся — радуйся! — декламирует ин­структор. — Нет купола! — дает он новую вводную.

    Раз! — кричу я, протягивая руку к клапану запаски, — два! выдергиваю кольцо и вы­брасываю его — три! — выбра­сываю парашют из чехла. — Так положено. Все строго по науке, даже положение рук.

    Вообще, в современных па­рашютах купол раскрывается автоматически благодаря прибору АД—3 в течение трех секунд. Вручную купол рас­крываешь скорее для пере­страховки. Однако есть еще одно золотое правило ВДС: «Не надейся на прибор — выдерни кольцо». И это дей­ствие лучше довести до авто­матизма. На высоте 800 мет­ров от земли разум отключа­ется, работают только ин­стинкты и рефлексы. Поря­док десантирования вводит­ся в подсознание, как спаса­ющая жизнь инъекция.

    «Крокодил» и стапеля

    ПЕРЕХОДИМ к аттракцио­нам. На воздушно—десант­ном комплексе их полно. Это комплекс тренажеров, где от­рабатываются действия пара­шютиста в воздухе. Первый — так называемый «кроко­дил». Эдакая 5—метровая «за­гогулина»! Поднимаешься на нее по лестнице, цепляешься кареткой с роликами за на­правляющую, которая под уг­лом примерно 30 градусов упирается в землю. Подхо­дишь к краю платформы, имитирующей вертолет, и выпускающий, он же инстру­ктор, дружелюбно пинает те­бя вперед. Со свистом скаты­ваешься вниз, не забывая о заклинаниях и правильной постановке ног при касании земли. Больновато, да еще и с ошибкой. Надо бы повто­рить… Впрочем, лучше от­бить ноги на земле, чем неук­люже грохнуться при призем­лении с настоящим парашю­том, ведь плавно на землю са­дится только одуванчик. Удар даже с парашютом равен прыжку с 2—метровой высо­ты. Если грамотно не призе­млиться, можно получить травму, вплоть до перелома.

    Отмотавшись на «крокоди­ле», изрядно уставший, пере­хожу к стапелям (см.нижнее фото). Это круг со стальными куполами. От них тянутся тросы. Вот к ним ты и присте­гиваешься свободными кон­цами к учебному парашюту, а дальше висишь, отрабатывая различные ситуации. Неуто­мимый инструктор все ставит и ставит новые задачи:

    Опасность схождения! На­встречу тебе идет другой пара­шютист, что нужно делать?

    Кричать ему: «Тяни впра­во!» — а самому тянуть в дру­гую сторону! — рапортую я и тут же сам тяну вправо. Гово­рят, что те, кто особо «тупят», впоследствии много отжима­ются. Ну надо же как—то ум вгонять. Не в задние ворота, как говорил Петр I, так хоть через мышцы рук!

    И так весело и со смыслом проходит еще неделя. Каких только ситуаций не моделиру­ют на ВДК как только не сти­раешь ноги. И еще раз дума­ешь: хорошо вечерком после такого дня попарить туловище в горячей ванне. Ага. Бойцам в казармах это только снится.

    Укладка

    ЕЩЕ одно забавное занятие. Парашют — не тряпка, требу­ет особого внимания. И его укладка — целый раздел в воз­душно—десантной подготов­ке. Производится в соответст­вии с инструкцией. Начинаю­щие выполняют процедуру в составе группы. Каждый па­рашют укладывают два чело­века поэтапно, с обязатель­ным контролем качества ук­ладки инструктором ВДС. Переходить к следующе­му этапу можно только после того, как про­веден контроль за укладкой всех па­рашютов группы на предыдущем этапе. Инструк­тор, контролиру­ющий процесс укладки, должен продолжать не­прерывное наблю­дение за работой до окончания укладки всей партии парашютов.

    После окончания работы де­сантник, выполняющий пры­жок именно с этим парашю­том, заполняет специальный паспорт и расписывается в графе «Укладывающий», а ин­структор, контролирующий укладку; — в графе «Проверя­ющий». Без подписи проверя­ющего укладка недействитель­на. Такой парашют подлежит роспуску и повторной укладке.

    Парашют — сложный меха­низм. От вытяжного кольца до чехла он укладывается по определенной схеме. Чего стоит один основной купол…

    Прыжки: первый и переломный

    — На первом прыжке пара­шютист, как правило, ничего не понимает, — улыбается Ви­ктор Занько. — Страх начина­ется с момента, когда надева­ешь парашют и выходишь на «взлетку» (поле перед посад­кой на борт. — А.М.), и закан­чивается, только когда рас­крывается купол. Вот тут на­ступает эйфория. Три минуты полного счастья. Кто—то кри­чит, кто—то песни поет. Самое забавное, что воздух хорошо проводит звук и на земле все слышно… Первый прыжок — шаг в неизвестность. Пере­ломный наступает чуть позже. У кого—то это второй. У меня таким был десятый. Наступает животный страх, ты вжима­ешься в сиденье и не можешь подняться. Я, честно, не пом­ню, как со­брался с духом, встал и выпал из борта. Эта психологическая ломка бывает практически у всех, но ее необходимо пре­одолеть. Как и страх первого прыжка. Мы стараемся пого­ворить с теми, кто еще ни разу не прыгал, шутим, поддержи­ваем. Часто на борт с новичка­ми сажаем девушку, для мо­рального укора. Или опытных десантников. Все по—разному. Приходится быть и педагогом, и психологом…

    Ступени к совершенству

    ПЕРВЫЙ прыжок — знаком­ство с небом. Далее идут более сложные. Расслабляться не приходится. Десантник дол­жен уметь прыгать с оружием в руках, следовательно, научить­ся специальной швартовке ав­томата, пулемета, гранатомета и даже грузового контейнера весом до 30 килограммов.

    Десантироваться можно собрался с духом, встал и выпал из борта. Эта психологическая ломка бывает практически у всех, но ее необходимо пре­одолеть. Как и страх первого прыжка. Мы стараемся пого­ворить с теми, кто еще ни разу не прыгал, шутим, поддержи­ваем. Часто на борт с новичка­ми сажаем девушку, для мо­рального укора. Или опытных десантников. Все по—разному. Приходится быть и педагогом, и психологом…

    Ступени к совершенству

    ПЕРВЫЙ прыжок — знаком­ство с небом. Далее идут более сложные. Расслабляться не приходится. Десантник дол­жен уметь прыгать с оружием в руках, следовательно, научить­ся специальной швартовке ав­томата, пулемета, гранатомета и даже грузового контейнера весом до 30 килограммов.

    Десантироваться можно в лю­бое время суток. Ночью — сложнее, ведь под ногами ни­чего не видно. Там свои тон­кости. Большие интервалы между парашютистами, под­светка фонариками, освеще­ние площадки приземления… Прыжок на воду еще слож­нее. Во—первых, техническое обеспечение. Во—вторых, де­сантник должен вовремя рас­стегнуться, освободившись от парашютов, правильно приводниться. Плюс допол­нительная нагрузка в виде спасательных жилетов…

    Технические тонкости

    Перед каждым прыжком де­сантник проходит целую се­рию осмотров. В каждом от­дельном подразделении бри­гады есть свой офицер ВДС, который отвечает за подго­товку личного состава. Готов­ность военнослужащих к прыжку проверяет и он, и вэдээсники соединения. Кроме того, контроль осуществляют другие командиры — от взводного до офицеров упра­вления. Смотрят все: пра­вильность укладки, работу приборов. Если в АД—3 по­падание площадки приземления… Прыжок на воду еще слож­нее. Во—первых, техническое обеспечение. Во—вторых, де­сантник должен вовремя рас­стегнуться, освободившись от парашютов, правильно приводниться. Плюс допол­нительная нагрузка в виде спасательных жилетов…

    Технические тонкости

    Перед каждым прыжком де­сантник проходит целую се­рию осмотров. В каждом от­дельном подразделении бри­гады есть свой офицер ВДС, который отвечает за подго­товку личного состава. Готов­ность военнослужащих к прыжку проверяет и он, и вэдээсники соединения. Кроме того, контроль осуществляют другие командиры — от взводного до офицеров упра­вления. Смотрят все: пра­вильность укладки, работу приборов. Если в АД—3 по­пала песчинка, десантник ос­танется на земле. Риск дол­жен быть оправдан и просчи­тан, а человеческая жизнь — цениться превыше всего

    Советы новичкам от профессионала

    1. Тщательно учите теорию
    2. Отрабатывайте все элементы до автоматизма
    3. Перед прыжком необходимо скрупулёзно обдумывать свои действия – от посадки на борт до приземления
    4. Страх не уйдёт, но его можно попытаться обуздать. Дышите чаще и глубоко. Организм получит кислород и сознание нормализуется

    Журнал Спецназ

    Похожие материалы


    Комментарии (2)

    Оставить комментарий