Сегодня BelArmy.by начинает публикации серии материалов рубрики «Блог-пост» автора журнала «Спецназ» Александра Митюкова. Ждем ваших откликов на полемические статьи на форуме BelArmy.by а так же на форуме 5 ОбрСпн г. Марьина Горка либо по адресу ЖЖ А. Митюкова alex-brest.livejournal.com, а так же в комментариях к данной статье
МАЙ, девятое. Снова звучит по радио и телевизору Лещенко, под военный оркестр маршируют войска. В Брестскую крепость по традиции пришли сотни школьников, построился военный гарнизон и начался митинг, на котором так же традиционно выступили представители властей, общественных организаций, ветераны… Зазвучали привычные слова о
«священной героической земле», о том, что «каждая пядь земли здесь омыта кровью и овеяна доблестью и славой»… Чувствуете? Могу написать репортаж о событии, не выходя из дому, причем заранее. И думаю, своими словами план торжеств опишет каждый старшеклассник, из года в год созерцающий все то, что еще лет 30 — 40 назад видели его родители.
Меж тем время идет. Изменяются не только формы подачи информации, но и само восприятие войны. То, что уважаемые фронтовики и их последователи — ветераны Вооруженных Сил — называют «искажением или фальсификацией истории», зачастую оказывается лишь попыткой под другим углом посмотреть на темы, которые до недавних пор были табуированными либо обсуждались с заранее навешанными на них ярлыками. Только черное и белое — оттенки неприемлемы? Но позвольте, реалии всегда многоцветны.
Что посеешь, как известно, то и пожнешь… В мою недолгую бытность учителем столкнулся с темой сочинения для девятых классов школы, в которой довелось проходить педагогическую практику. Вопрос, который отрокам нужно было развить, звучал так: «Что я думаю, ступая на землю Брестской крепости…» Девятиклассники пожимают плечами, берут шариковые ручки и начинают, словно топорами, рубить про «пядь земли» и «героическую Победу». Как учили! Все сочинения — словно под копирку. А в разговорах на переменках, какие обычно вели мы, студенты–выпускники, с учениками, я постарался разговорить ребят на тему войны… И понял, что искренности в текстах сочинений не было, речи на митингах, увы, для молодежи звучат неубедительно.
В конечном итоге тот девятый класс поделился на две части: на тех, кому история Великой Отечественной «до фонаря», и на тех, кто начитался «интересных» писателей вроде Виктора Суворова. Да еще наслушался от родителей да бабушек деревенских баек про «добрых немцев, которые просто поддерживали порядок».
Помните, как кто–то из тинейджеров бросил однажды горькую и шокирующую фразу: «Если бы немцы победили, мы пили бы сейчас баварское пиво!» Сказано было на заре перестройки, когда в умах творилось невесть что, каким–то безмозглым недорослем, но иные ветераны и активисты компартий до сих пор попрекают молодежь за те слова. Однако кого винить в том, что подростки не знают истории, вернее — ею просто не интересуются? В лучшем случае самые пытливые ищут альтернативу школьным учебникам и натыкаются на фальсификации вроде «Ледокола». Там, напомню, обильно цитируются документы, якобы доказывающие, что Сталин готовился захватить Германию, а потому не замышлявший войны Гитлер нанес превентивный удар. Юным читателям Суворова бы первоисточники показать, ткнуть пальцем в материалы Нюрнбергского процесса или посоветовать прочитать, к примеру, книгу россиянина Ростислава Алиева «Штурм Брестской крепости», в которой изложен взгляд с немецкой стороны.
В одном из недавних интервью директор Национального архива Вячеслав Селеменев посетовал, что по–настоящему интересные материалы, которые Беларусь уже рассекретила, до сих пор очень мало введены в научный оборот, зато немцы приезжают и очень много работают с нашими материалами. Л потом излают фундаментальные книги об оккупации Беларуси. Много публикации на основе наших архивных документов выхолит и в Израиле. Вот мнение Селеменева: «Документ — это все-таки документ, а не придуманная, теть и самая героическая, концепция. И хотя к нему тоже надо относиться критически, документы имеют право на обнародование. Даже те, что содержат факты, которые многим не хотелось бы видеть. Тазько тогда их можно сопоставить с другими документами и получить объективную картину».
Белорусским историкам в этом вопросе сложнее. Увы, у нас до сих пор историческая наука почему—то выставляет на первый тан идеологию. Возможно, все идет еще от советского подхода к военной тематике? В партизанской теме, скажем, весь негатив был убран, факты отредактированы в одном, героическом, направлении, хотя в реальной жизни, помимо подвигов, было немало негатива: преступлении в отношении мирного населения, мародерство, пьянство, убийства соратников…
Что в итоге? В итоге наша молодежь, отнюдь не глупая, имея доступ в интернет и к спутниковому ТВ, перестает верить своим историкам, начитавшись и насмотревшись тенденциозных западных трактовок событий Великой Отечественной. И эти убеждения прочно сплетаются с рассказами старожилов, наблюдавших за оккупацией со своего крыльца. В то время как па телеэкранах вспоминают о подвиге солдат и полководцев, обыватели, наоборот, вытаскивают из памяти свои семейные занозы, на первый план выступают страдания их близких от «продразверстки» — как нацистской, так и «лесной». Что ж, такое было, осталось в памяти и с этим надо считаться. Так же, как и чтить солдатский подвиг, потому что именно солдаты добыли Победу в кровавых боях. Генерал Гольвииер, командовавший витебской группировкой немецких войск, заметит советским командирам: «Вы не жалеете своих солдат. Можно подумать, что вы командуете иностранным легионом, а не своими соотечественниками!» Но кто скажет теперь: была бы возможна Победа без тех рек крови?
Война — непредсказуемое зло. В пей нет романтики, как и в гибели (не важно — одного человека или миллионов людей) нет ничего возвышенного. Это чистилище, через которое приходится пройти, чтобы выжить самому и защитить своих близких. 06 этом писал Ремарк до начала Второй мировой и Гроссман с Некрасовым после войны. Пафоса в изложении истории, однако, было в последние десятилетия гораздо больше, чем объективного взгляда, и, наверное, потому теперь появляются такие китчевые фильмы, как «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино.
Сегодня приверженцы советского подхода к истории с ужасом констатируют активизацию в странах СНГ молодых неонацистов, обвиняя во всем так называемых демократов, дозволивших чрезмерное вольномыслие. Но не потому ли скинхедоподобные юноши бездумно выкрикивают наци—лозунга, что до сих пор не узнали всей правды о войне? Какой бы тяжелой эта правда ни была…
Журнал Спецназ. Апрель 2010 г.
Комментарии (1)
«В конечном итоге тот девятый класс поделился на две части: на тех, кому история Великой Отечественной «до фонаря», и на тех, кто начитался «интересных» писателей вроде Виктора Суворова. Да еще наслушался от родителей да бабушек деревенских баек про «добрых немцев, которые просто поддерживали порядок»» Не совсем с вами согласен, всё-таки если судить по моему классу ( не так уж я давно и закончил школу) всё-таки класс делился на две части, кому интересно по больше знать о войне и вторая часть которой главное что-то прочитать с книги если его вызовут, а что насчёт баек, то считаю что таковых у нас практически нету … Насчёт партизанства в принципе да согласен с вами, но такая ситуация практически везде, если что-то возносят то стараются не писать ничего плохого. Насчёт того что молодёжь перестаёт верить своим историкам, категорически не согласен. Что насчёт националистов, то это Литва, Латвия, Эстония, Западная Украина ….