Люди

"Осколки «неизвестных» войн."

aaa

«Экспонатам приказано гово­рить» — под таким заголовком в позапрошлом номере «Спецназа» был опубликован материал о созда­нии уникальной экспозиции, кото­рая разместится в новом здании Белорусского государственного музея истории Великой Отече­ственной войны. Со страниц жур­нала организаторы экспозиции …

"Горячее сердце разведчика Юшкевича"

ush3

Вечернее июньское небо разорвалось тревожными всполохами. Минск бомбили весь следующий день – все началось с налета огромной армады более чем сорока вражеских самолетов. В считанные мгновения город превратился в огромный костер. После бомбежки полыхали дома, …

"Нужны врачеватели солдатских душ"

tq

АФГАНСКАЯ тема сегодня везде — в газетах, выпусках теленовостей, на сайтах. Выходки американских сол­дат, протесты афганцев, угрозы тали­бов, теракты, новые виды оружия и экипировки войск коалиции… Ка­жется, молодое поколение о сего­дняшних событиях, натовских коммандос в …

Даты

14/10

1962
Начался «Кубинский ракетный кризис». Кеннеди в выступлении по радио заявляет, что СССР построил на Кубе ракетную базу. Он объявляет о начале морской блокады острова для предотвращения поставок на Кубу новых советских ракет …

13/10

13 октября
1960
Произошла первая авария ядерной установки (течь парогенератора ядерной энергоустановки) на атомной подводной лодке «К-8» в море. Экипаж с аварией справился, лодка самостоятельно вернулась на базу.
1944
Войска 2-го (генерал армии И.И. Масленников) и 3-го …

12/10

12 Октября
1982
Выведением на орбиту 3 космических аппаратов (Космос-1413, -1414, -1415) Военно-космические силы приступили к созданию космической навигационной системы второго поколения «Глонасс».
1967
Верховный Совет СССР принял Закон о всеобщей воинской обязанности, которым, в …

Медиа

Фото недели
 

Последние комментарии

  • Загрузка...
  • 11:18 01.12.15
    Автор:  admin
    Рубрика: Лента новостей,Лента новостей 2

    Физические эффекты присутствуют в нашей жизни повсюду. Иногда они заметны невооруженному глазу, а порой их можно обнаружить лишь с помощью специального оборудования. Сегодня мы рассмотрим наиболее интересные явления, с которыми сталкиваются сухопутные войска.

    Деривация

    ПРИ подготовке снайперов бойцам объясняют, что после выстрела пуля отклоняется не только вниз под действием силы тяжести, но и в сторону. Причем способствует этому, по­мимо возможного бокового ветра, так называемая деривация. После выстрела из нарезного оружия на пулю действуют силы вращательного движения и сопротивления воздуха. При этом вращающаяся пуля или снаряд представляют собой гироскоп, который под действием набегающего потока воздуха начина­ет отклоняться перпендикулярно его плоскости. При этом по­ворот происходит в сторону вращения. Это означает, что на­правление смещения траектории пули совпадает с направле­нием нарезки ствола. В большинстве стран нарезка выполне­на по часовой стрелке по спирали — значит, пуля отклоняется вправо. Такое отклонение и называется деривацией.

    При стрельбе на большие дистанции, на которых дерива­ция становится наиболее заметной (для снайперской винтов­ки СВД этот параметр составляет до 60 сантиметров при стрельбе по цели на дистанции 1 километр), стрелков учат учитывать отклонение пули. Многие современные прицелы для стрелкового оружия конструктивно учитывают деривацию. В частности, ПСО—1 для СВД специально монтируется так, чтобы после выстрела пуля уходила несколько левее. В артиллерии же это явление либо закладывается в таблицы стрельбы, либо также учитывается конструктивно.

    Эффект Магнуса

    НЕПОСРЕДСТВЕННО с вращением пули или снаряда связано еще одно физическое явление, которое называется эффект Магнуса. Проявляется он при ведении огня при боко­вом ветре. Его особенность заключается в том, что с той сто­роны пули, где вращение совпадает с направлением обтекаю­щего потока воздуха, скорость движения воздуха возрастает, а с противоположной — уменьшается. В итоге возникает разни­ца давлений с разных сторон пули, из-за чего появляется сила, направленная перпендикулярно движению газового по­тока и отклоняющая боеприпас в сторону.

    На практике это означает, что при боковом ветре слева пулю начинает сносить несколько вверх, и наоборот. По­скольку на небольших дистанциях эффект Магнуса заметного влияния на траекторию полета пули не оказывает, его, как правило, не учитывают. Однако, стрелки, подготовленные для поражения целей на значительных дистанциях, как правило, пользуются специальным прибором — анемометром, изме­ряющим скорость ветра.

    Напомним, что в начале января этого года американская компания Tracking Point представила компьютеризованный снайперский комплекс PGF, оборудованный цифровым при­целом. Комплекс работает на базе операционной системы Linux и оборудован модулем Wi-Fi. Снайперская система позволяет значительно повысить точность стрельбы за счет автоматического слежения за перемещением цели, а также учета деривации и эффекта Магнуса. При нажатии спусково­го крючка выстрел производится не сразу. Сначала компьютер перейдет в боевую готовность и потребует вручную скоррек­тировать прицел. Выстрел будет произведен, когда перекре­стие прицела совпадет с целью.

    Акустический удар

    ИНОГДА на поле боя бойцам доводится слышать громкий хлопок. Это означает, что мимо прошла пуля, которая летит на скорости, превышающей скорость звука. Бывает, что и после того, как над головой пролетит самолет, боец вдруг слы­шит звук, напоминающий взрыв. Это явление называется акустическим ударом. Суть его заключается в том, что летя­щий объект создает впереди и позади себя серию волн. При полете на сверхзвуковой скорости эти волны сталкиваются друг с другом, сжимаясь в одну ударную волну, движущуюся на скорости звука.

    Образование акустической волны происходит постоянно — это означает, что объект, летящий быстрее скорости звука, оставляет за собой конусообразный акустический след. Раз­меры конуса зависят от высоты и скорости полета объекта — пули или самолета. Поскольку объект летит быстрее звука, а ударная волна движется со скоростью звука, боец на земле слышит хлопок или взрыв уже тогда, когда пуля или самолет отлетели от него на значительное расстояние. Хлопок про­исходит из-за резкой смены давления на фронте акустиче­ской волны.

    В среднем давление акустического удара составляет около 5.000 паскалей. В начале 70—х годов прошлого века во время военного конфликта с Сирией и Египтом Израиль использо­вал акустический удар в качестве одного из методов психоло­гического воздействия. В 1969 году ВВС Израиля получили от США истребители F—4 Phantom способные совершать по­леты на скорости, в два раза превышающей скорость звука. На этих машинах израильские летчики выполняли сверхзву­ковые полеты над вражескими городами на малых высотах.

    Свисток Гальтона

    СОВРЕМЕННЫЕ военные научились ис­пользовать для своих целей и другие виды звуковых колебаний. Например, не слыши­мый человеческим ухом ультразвук, с помо­щью которого можно дрессировать животных и отдавать им различные команды. Для полу­чения ультразвука используется так называе­мый свисток Гатьтона — акустическое устрой­ство, которое способно генерировать звуко­вые колебания. Частота колебаний, как пра­вило, составляет 170 килогерц, однако существуют и свистки, позволяющие получать инфразвук с частотой колебаний от 0,001 до 16 герц.

    Конструкция свистка Гальтона может различаться. Обычно он представляет собой полый цилиндр со встроенным кли­ном и расположенным рядом с ним акустическим резонато­ром. Воздушный поток в этом устройстве рассекается кли­ном—«губой», в результате чего возникают колебания, частота которых зависит от размера «губы» и сопла. Как правило, во­енные кинологи используют свистки Гальтона при проведе­нии боевых операций, когда собакам необходимо отдавать «неслышные» приказы, чтобы не выдать свое местоположе­ние. Военные кавалеристы также иногда используют такие свистки.

    Гидродинамический клин

    ВОЕННЫМ водителям, как и обычным гражданским автомобилисгам, знаком эффект потери управления машиной на мокрой поверхности при езде на большой скорости. Речь идет об аквапланировании — явлении, при котором при проезде автомобиля по луже возникает так называемый гидродинами­ческий клин между твердой поверхностью и шиной. Фактиче­ски это означает, что на скорости колеса автомобиля в луже начинают буквально всплывать.

    При попадании быстро едущего автомобиля в лужу под ко­лесами резко увеличиваются давление воды и сопротивление движению. Шина в этом случае не успевает вовремя удалять воду из-под колеса, в результате чего под ним образуется во­дяная пленка толщиной в несколько миллиметров. Машина при этом теряет управление. В среднем эффект аквапланиро­вания проявляется на мокрых участках дороги при движении на скорости в 70 — 100 километров в час. Для борьбы с аква­планированием используются шины с особым глубоким ри­сунком протектора.

    Похожие материалы

    Comments are closed.