Люди

"Осколки «неизвестных» войн."

aaa

«Экспонатам приказано гово­рить» — под таким заголовком в позапрошлом номере «Спецназа» был опубликован материал о созда­нии уникальной экспозиции, кото­рая разместится в новом здании Белорусского государственного музея истории Великой Отече­ственной войны. Со страниц жур­нала организаторы экспозиции …

"Горячее сердце разведчика Юшкевича"

ush3

Вечернее июньское небо разорвалось тревожными всполохами. Минск бомбили весь следующий день – все началось с налета огромной армады более чем сорока вражеских самолетов. В считанные мгновения город превратился в огромный костер. После бомбежки полыхали дома, …

"Нужны врачеватели солдатских душ"

tq

АФГАНСКАЯ тема сегодня везде — в газетах, выпусках теленовостей, на сайтах. Выходки американских сол­дат, протесты афганцев, угрозы тали­бов, теракты, новые виды оружия и экипировки войск коалиции… Ка­жется, молодое поколение о сего­дняшних событиях, натовских коммандос в …

Даты

14/10

1962
Начался «Кубинский ракетный кризис». Кеннеди в выступлении по радио заявляет, что СССР построил на Кубе ракетную базу. Он объявляет о начале морской блокады острова для предотвращения поставок на Кубу новых советских ракет …

13/10

13 октября
1960
Произошла первая авария ядерной установки (течь парогенератора ядерной энергоустановки) на атомной подводной лодке «К-8» в море. Экипаж с аварией справился, лодка самостоятельно вернулась на базу.
1944
Войска 2-го (генерал армии И.И. Масленников) и 3-го …

12/10

12 Октября
1982
Выведением на орбиту 3 космических аппаратов (Космос-1413, -1414, -1415) Военно-космические силы приступили к созданию космической навигационной системы второго поколения «Глонасс».
1967
Верховный Совет СССР принял Закон о всеобщей воинской обязанности, которым, в …

Медиа

Фото недели
 

Последние комментарии

  • Загрузка...
  • 17:04 10.06.12
    Автор:  admin
    Рубрика: Лента новостей,Лента новостей 2,Новости

    Беспилотная авиация стреми­тельно набирает темпы. Лета­тельные аппараты различных мо­дификаций выполняют задачи в гражданской и военной авиации. Старается не отставать от ми­ровой тенденции и Беларусь. Да, военных действий мы, к счастью, не ведем, но разрабатывать и при­менять беспилотники вполне в со­стоянии. Хотя спорных и откры­тых вопросов в этой сфере хвата­ет. Встанет ли наша беспилотная авиация на крыло? Обсуждаем пер­спективы с начальником управле­ния применения и развития беспи­лотных авиационных комплексов Главного штаба ВВС и войск ПВО, кандидатом технических наук полковником Юрием ЛЕОНОВЦОМ (на снимке).


    Тема оснащения Вооруженных Сил беспилотными авиационными комплексами одна из обсуждаемых. Чем вызван такой интерес?

    — Заинтересованность военных в оснащении армии беспилотными авиа­ционными комплексами (БАК) суще­ствовала от момента появления первых летательных аппаратов тяжелее воздуха до создания многофункциональных космических аппаратов. К примеру, первые беспилотные летательные аппа­раты (БЛА) ударного назначения ис­пользовались немецким командовани­ем уже в годы Первой мировой войны и показали свою высокую эффектив­ность.

    Идея создания авиационных роботи­зированных систем, способных выпол­нять задачи в условиях, связанных с риском для жизни экипажей, актуальна для любой авиации, тем более военной, где эти риски высоки, поэтому данному вопросу всегда уделялось особое внима­ние.

    Сегодня в мире разработаны и серий­но выпускаются более 1.500 типов БЛА, а их общее количество за последние 5 лет увеличилось почти в три раза! Прак­тически ни один из современных воору­женных конфликтов не обходится без использования БАК различного на­значения. Более того, устойчива тен­денция к увеличению интенсивности их применения. Только за последние 5 лет беспилотные летательные аппараты со­вершили десятки тысяч вылетов, а их общий налет составил около миллиона часов! Такое интенсивное применение БЛА обусловлено достоинствами, при­сущими этим системам, и особенностя­ми, отличающими их от пилотируемой авиации: большая продолжительность нахождения в заданном районе; воз­можность выполнения задач в режимах максимальной дальности и продолжи­тельности полета; высокая степень мо­бильности и готовности к решению задач по предназначению, включая воз­можность размещения на БЛА управ­ляемого авиационного вооружения.

    Однако основное предназначение БАК — решение задач в тех условиях, когда применение пилотируемой авиа­ции невозможно или нецелесообразно. К таким условиям прежде всего следует отнести: сильное противодействие средств ПВО противника, когда уро­вень ожидаемых потерь недопустимо высок; радиационное, химическое и бактериологическое заражение воздуха и местности в районе предстоящих бое­вых действий; отсутствие аэродромной сети и соответствующей инфраструкту­ры в районе боевых действий и т.д.

    Каковы основные направления при­менения современных БАК в Вооружен­ных Силах?

    — Спектр военных задач широк: от стратегического до тактического уровня, БАК могут применяться даже в ин­тересах отдельного военнослужащего.

    Приведу примеры того, что под силу современным беспилотным авиацион­ным комплексам: ведение видовой раз­ведки и наблюдение за полем боя; обна­ружение, распознавание и сопровожде­ние объектов (целей); связь и ретранс­ляция сигналов управления; ведение радио— и радиотехнической разведки; обнаружение фактов применения хи­мического и биологического, радиоло­гического и ядерного оружия; радио­электронная борьба; непосредственная авиационная поддержка; создание так называемой мишенной обстановки.

    Для решения этих задач современные БАК военного назначения оснащаются системами точной навигации и автома­тического управления, наземной и бор­товой аппаратурой управления и пере­дачи данных, использующей высоко­скоростные каналы связи с наземным пунктом управления, а также комплексом целевых нагрузок, включая авиа­ционное вооружение.

    Опыт применения БАК в локальных конфликтах показал, что современные БЛА могут использоваться для решения задач как самостоятельно, так и в соста­ве разведывательно—ударных и разве­дывательно—огневых комплексов и си­стем в ходе решения задач по координа­ции действий сухопутных войск и авиа­ции. Использование их повышает эф­фективность боевого применения войск при одновременном сокращении по­терь.

    Какие требования Министерство обороны предъявляет к беспилотным авиационным комплексам и какие ком­плексы, считаете, нужны нашим Воору­женным Силам?

    — Основными требованиями, предъ­являемыми Министерством обороны к современным БЛА, являются возмож­ность решения задач в сложных усло­виях, выполнение взлета и посадки БЛА с неподготовленных площадок, использование дистанционного управ­ления или автоматического полета по заданному плану, многократность при­менения, небольшие массовые и гео­метрические характеристики, соответ­ствие требованиям живучести, мобиль­ности и высокой маневренности.

    При формировании требований к перспективным комплексам нами учи­тывался опыт применения БАК США, Израиля, Франции и наших ближай­ших соседей — России и Украины. Если говорить о конкретных типах БАК, ко­торые сегодня необходимы войскам, можно привести их классификацию в зависимости от уровня применения и решаемых задач.

    Тактические БАК предназначены для обеспечения разведывательной инфор­мацией подразделений сухопутных войск от взводного до бригадного уров­ня. Они применяются для систематиче­ского наблюдения за полем боя, обна­ружения и определения координат на­земных объектов, для целеуказания ог­невым средствам.

    Существующие комплексы тактиче­ского уровня обеспечивают ведение воздушной разведки на удалении в де­сятки километров с длительностью по­лета до нескольких часов.

    Оперативные БАК применяются для выполнения разведывательных, удар­ных, а еще специальных задач в интере­сах командований видов и родов войск. Они используются на дальностях, со­ставляющих сотни километров с про­должительностью полета в десятки часов.

    Как движется в Вооруженных Силах процесс оснащения БАК? Какие комплек­сы находятся на вооружении белорусской армии?

    — Принятие на вооружение любого образца военной техники — сложный и продолжительный процесс, тем более когда речь идет о совершенно новой для наших Вооруженных Сил технике. Как правило, процедуре принятия на воору­жение конкретного образца предше­ствует целенаправленная работа по от­бору, исследованию, изучению и освое­нию современных образцов вооруже­ния и военной техники.

    Это в полной мере относится и к беспилотникам. Так, только за последние 4 года на учениях различного уровня мы провели исследования и испытания более двадцати типов БАК различного назначения. При этом только в про­шлом году было выполнено более 300 исследовательских и испытательных полетов БЛА из состава перспективных комплексов. И этот процесс постоянно наращивается. Ярким примером могут служить ежегодные научно—практиче­ские конференции, посвященные во­просам разработки и применения бес­пилотных комплексов для решения задач в интересах различных пользова­телей, в ходе которых мы проводим из­учение и организуем исследовательские полеты БЛА, разработанных предприя­тиями и организациями Беларуси и России.

    Для освоения перспективных образ­цов беспилотной техники, получения опыта ее применения, для подготовки квалифицированных специалистов по применению и эксплуатации БАК в со­ставе Вооруженных Сил создан специа­лизированный Центр подготовки и применения БАК.

    Сейчас на вооружении центра нахо­дятся БАК «Иркут—10» и «Иркут—3» российского производства, предназна­ченные для ведения разведки местно­сти, мониторинга земной и водной по­верхности в реальном масштабе време­ни. Они успешно прошли подконтроль­ную эксплуатацию и весной этого года были приняты на вооружение в каче­стве учебно—тренировочных средств.

    Комплексы семейства «Иркут» ак­тивно применялись в мероприятиях боевой подготовки, в том числе в со­вместном оперативном учении Воору­женных Сил Беларуси и Российской Федерации на полигоне Ашулук, такти­ко—специальных и командно—штабных учениях ракетных войск и артиллерии, командно—штабном учении Вооружен­ных Сил с войсками территориальной обороны и в других. Хочу отметить, что учения проводились в различных кли­матических условиях, в том числе в условиях предельных температур (от — 30оС до +35оС), при этом общее коли­чество вылетов БЛА — более двухсот.

    Сейчас в войсках заканчивается опытная эксплуатация БАК «Формула» из состава подвижного навигационно—топографического ком­плекса, разработанного белорусским предприятием «Мидивисана» по заказу Министерства обороны. Этот комплекс предназначен для аэрофотосъемки и мониторинга местности в интересах создания и обновления топографиче­ских карт. Использование БАК на уче­ниях различного уровня позволило на практике апробировать тактику, формы и способы их применения в ходе реше­ния таких задач, как блокирование и уничтожение разведывательно—дивер­сионных групп противника; примене­ние БАК в составе разведывательно—ог­невых комплексов ракетных войск и ар­тиллерии; апробировании созданной системы управления и передачи данных между наземными пунктами управле­ния БАК и взаимодействующими пунк­тами управления воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил и ряда других.

    Кроме перечисленных комплексов, планируем поставить в войска еще и ряд образцов БАК специального на­значения, которые в данный момент разрабатываются по заказу Мини­стерства обороны. Так что работа по оснащению и принятию их на вооруже­ние будет продолжена.

    Расскажите, пожалуйста, что дела­ется для создания белорусских беспилотников?

    — Анализ мирового опыта в области беспилотной авиации показывает: боль­шинство экономически развитых стран ориентированы на выполнение собст­венных национальных программ, как правило, исключающих передачу тех­нологий создания и производства дру­гим пользователям. Например, в США реализуется программа создания БЛА, предусматривающая 30—процентное оснащение собственных военно—воз­душных сил беспилотными комплекса­ми.

    Опыт наших ближайших соседей, в том числе России, Казахстана и Украи­ны, показывает: они закупают готовые образцы за рубежом с одновременным открытием собственных программ соз­дания и оснащения БАК. На мой взгляд, наиболее предпочтительный ва­риант — создание отечественных БАК с максимальным привлечением пред­приятий и организаций нашей страны.

    По мнению специалистов, белорус­ские предприятия, имеющие многолет­ний опыт разработки комплексов и си­стем, используемых в авиатехнике, се­годня обладают необходимым научно—техническим потенциалом для разработки и производства БАК. Это ОАО «Агат системы управления», ОАО «558 авиаремонтный завод», РУП «407 Минский авиаремонтный завод», ЗАО «Аэромаш», ГНУ «Физико-техниче­ский институт НАН Беларуси», ООО «Мидивисана», ООО «КБ ИНДЕЛА» и другие. Их разработки известны и не­однократно демонстрировались на международных выставках.

    Для объединения усилий разработчи­ков по созданию беспилотной техники в нашей стране Министерством оборо­ны совместно с Государственным воен­но—промышленным комитетом еще в 2010 году было инициировано выполне­ние пятилетней государственной на­учно—технической программы «Много­функциональные БАК и технологии их производства». Основная ее цель — соз­дание научно—технической, технологи­ческой и производственной базы для создания, испытаний и применения со­временных БАК как военного, так и гражданского назначения в Беларуси. На мой взгляд, успешная реализация программы невозможна без кооперации предприятий — потенциальных про­изводителей БАК.

    Что можете рассказать о создании нормативно—правовой базы по БАК?

    — Действительно, применение бес­пилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве любого госу­дарства невозможно без нормативно—правового обеспечения и регулирования. И если сначала этому вопросу не уделялось достаточно вни­мания, что приводило к возникнове­нию нештатных ситуаций в воздухе и как следствие ограничивало примене­ние подобной техники, то сейчас боль­шинство развитых стран мира старается установить четкий порядок организа­ции и выполнения полетов БЛА.

    К примеру, в США и странах Европы приняты законы и правила, определяю­щие порядок применения пилотируе­мых и беспилотных воздушных судов в общем воздушном пространстве, и не­смотря на действующие ограничения, БЛА все активнее завоевывают воздух.

    Появление первых БЛА в нашей стране выявило проблемные вопросы. В первую очередь это отсутствие норма­тивно—правовой базы, регулирующей организацию и выполнение полетов БЛА в воздушном пространстве Белару­си. Именно поэтому в течение послед­них лет в Вооруженных Силах была проведена большая работа по внесению изменений и дополнений в норматив но—правовые акты, охватывающие все сферы применения БАК. Впервые на постсоветском пространстве разработа­ны основные положения правил ис­пользования воздушного пространства беспилотными аппаратами, Авиацион­ные правила, определяющие порядок организации и проведения полетов го­сударственных БЛА и всех видов их обеспечения. Были внесены изменения и дополнения в более 30 нормативно—правовых документов, утвержденных постановлениями Совета Министров и Министерства обороны. Сегодня применение государственных БЛА в воздушном пространстве нашей страны четко регламентировано.

    Сейчас эта работа продолжается, и специалистами Вооруженных Сил под­готовлены предложения по закрепле­нию статуса беспилотной авиации в Воздушном кодексе Беларуси. Реализа­ция этих предложений позволит выпол­нять полеты в небе Беларуси как госу­дарственным, так и гражданским бес­пилотным летательным аппаратам.

    Журнал Спецназ. Автор: Наталья Похомович

    Похожие материалы

    Оставить комментарий