Беспилотная авиация стремительно набирает темпы. Летательные аппараты различных модификаций выполняют задачи в гражданской и военной авиации. Старается не отставать от мировой тенденции и Беларусь. Да, военных действий мы, к счастью, не ведем, но разрабатывать и применять беспилотники вполне в состоянии. Хотя спорных и открытых вопросов в этой сфере хватает. Встанет ли наша беспилотная авиация на крыло? Обсуждаем перспективы с начальником управления применения и развития беспилотных авиационных комплексов Главного штаба ВВС и войск ПВО, кандидатом технических наук полковником Юрием ЛЕОНОВЦОМ (на снимке).
— Тема оснащения Вооруженных Сил беспилотными авиационными комплексами одна из обсуждаемых. Чем вызван такой интерес?
— Заинтересованность военных в оснащении армии беспилотными авиационными комплексами (БАК) существовала от момента появления первых летательных аппаратов тяжелее воздуха до создания многофункциональных космических аппаратов. К примеру, первые беспилотные летательные аппараты (БЛА) ударного назначения использовались немецким командованием уже в годы Первой мировой войны и показали свою высокую эффективность.
Идея создания авиационных роботизированных систем, способных выполнять задачи в условиях, связанных с риском для жизни экипажей, актуальна для любой авиации, тем более военной, где эти риски высоки, поэтому данному вопросу всегда уделялось особое внимание.
Сегодня в мире разработаны и серийно выпускаются более 1.500 типов БЛА, а их общее количество за последние 5 лет увеличилось почти в три раза! Практически ни один из современных вооруженных конфликтов не обходится без использования БАК различного назначения. Более того, устойчива тенденция к увеличению интенсивности их применения. Только за последние 5 лет беспилотные летательные аппараты совершили десятки тысяч вылетов, а их общий налет составил около миллиона часов! Такое интенсивное применение БЛА обусловлено достоинствами, присущими этим системам, и особенностями, отличающими их от пилотируемой авиации: большая продолжительность нахождения в заданном районе; возможность выполнения задач в режимах максимальной дальности и продолжительности полета; высокая степень мобильности и готовности к решению задач по предназначению, включая возможность размещения на БЛА управляемого авиационного вооружения.
Однако основное предназначение БАК — решение задач в тех условиях, когда применение пилотируемой авиации невозможно или нецелесообразно. К таким условиям прежде всего следует отнести: сильное противодействие средств ПВО противника, когда уровень ожидаемых потерь недопустимо высок; радиационное, химическое и бактериологическое заражение воздуха и местности в районе предстоящих боевых действий; отсутствие аэродромной сети и соответствующей инфраструктуры в районе боевых действий и т.д.
— Каковы основные направления применения современных БАК в Вооруженных Силах?
— Спектр военных задач широк: от стратегического до тактического уровня, БАК могут применяться даже в интересах отдельного военнослужащего.
Приведу примеры того, что под силу современным беспилотным авиационным комплексам: ведение видовой разведки и наблюдение за полем боя; обнаружение, распознавание и сопровождение объектов (целей); связь и ретрансляция сигналов управления; ведение радио— и радиотехнической разведки; обнаружение фактов применения химического и биологического, радиологического и ядерного оружия; радиоэлектронная борьба; непосредственная авиационная поддержка; создание так называемой мишенной обстановки.
Для решения этих задач современные БАК военного назначения оснащаются системами точной навигации и автоматического управления, наземной и бортовой аппаратурой управления и передачи данных, использующей высокоскоростные каналы связи с наземным пунктом управления, а также комплексом целевых нагрузок, включая авиационное вооружение.
Опыт применения БАК в локальных конфликтах показал, что современные БЛА могут использоваться для решения задач как самостоятельно, так и в составе разведывательно—ударных и разведывательно—огневых комплексов и систем в ходе решения задач по координации действий сухопутных войск и авиации. Использование их повышает эффективность боевого применения войск при одновременном сокращении потерь.
— Какие требования Министерство обороны предъявляет к беспилотным авиационным комплексам и какие комплексы, считаете, нужны нашим Вооруженным Силам?
— Основными требованиями, предъявляемыми Министерством обороны к современным БЛА, являются возможность решения задач в сложных условиях, выполнение взлета и посадки БЛА с неподготовленных площадок, использование дистанционного управления или автоматического полета по заданному плану, многократность применения, небольшие массовые и геометрические характеристики, соответствие требованиям живучести, мобильности и высокой маневренности.
При формировании требований к перспективным комплексам нами учитывался опыт применения БАК США, Израиля, Франции и наших ближайших соседей — России и Украины. Если говорить о конкретных типах БАК, которые сегодня необходимы войскам, можно привести их классификацию в зависимости от уровня применения и решаемых задач.
Тактические БАК предназначены для обеспечения разведывательной информацией подразделений сухопутных войск от взводного до бригадного уровня. Они применяются для систематического наблюдения за полем боя, обнаружения и определения координат наземных объектов, для целеуказания огневым средствам.
Существующие комплексы тактического уровня обеспечивают ведение воздушной разведки на удалении в десятки километров с длительностью полета до нескольких часов.
Оперативные БАК применяются для выполнения разведывательных, ударных, а еще специальных задач в интересах командований видов и родов войск. Они используются на дальностях, составляющих сотни километров с продолжительностью полета в десятки часов.
— Как движется в Вооруженных Силах процесс оснащения БАК? Какие комплексы находятся на вооружении белорусской армии?
— Принятие на вооружение любого образца военной техники — сложный и продолжительный процесс, тем более когда речь идет о совершенно новой для наших Вооруженных Сил технике. Как правило, процедуре принятия на вооружение конкретного образца предшествует целенаправленная работа по отбору, исследованию, изучению и освоению современных образцов вооружения и военной техники.
Это в полной мере относится и к беспилотникам. Так, только за последние 4 года на учениях различного уровня мы провели исследования и испытания более двадцати типов БАК различного назначения. При этом только в прошлом году было выполнено более 300 исследовательских и испытательных полетов БЛА из состава перспективных комплексов. И этот процесс постоянно наращивается. Ярким примером могут служить ежегодные научно—практические конференции, посвященные вопросам разработки и применения беспилотных комплексов для решения задач в интересах различных пользователей, в ходе которых мы проводим изучение и организуем исследовательские полеты БЛА, разработанных предприятиями и организациями Беларуси и России.
Для освоения перспективных образцов беспилотной техники, получения опыта ее применения, для подготовки квалифицированных специалистов по применению и эксплуатации БАК в составе Вооруженных Сил создан специализированный Центр подготовки и применения БАК.
Сейчас на вооружении центра находятся БАК «Иркут—10» и «Иркут—3» российского производства, предназначенные для ведения разведки местности, мониторинга земной и водной поверхности в реальном масштабе времени. Они успешно прошли подконтрольную эксплуатацию и весной этого года были приняты на вооружение в качестве учебно—тренировочных средств.
Комплексы семейства «Иркут» активно применялись в мероприятиях боевой подготовки, в том числе в совместном оперативном учении Вооруженных Сил Беларуси и Российской Федерации на полигоне Ашулук, тактико—специальных и командно—штабных учениях ракетных войск и артиллерии, командно—штабном учении Вооруженных Сил с войсками территориальной обороны и в других. Хочу отметить, что учения проводились в различных климатических условиях, в том числе в условиях предельных температур (от — 30оС до +35оС), при этом общее количество вылетов БЛА — более двухсот.
Сейчас в войсках заканчивается опытная эксплуатация БАК «Формула» из состава подвижного навигационно—топографического комплекса, разработанного белорусским предприятием «Мидивисана» по заказу Министерства обороны. Этот комплекс предназначен для аэрофотосъемки и мониторинга местности в интересах создания и обновления топографических карт. Использование БАК на учениях различного уровня позволило на практике апробировать тактику, формы и способы их применения в ходе решения таких задач, как блокирование и уничтожение разведывательно—диверсионных групп противника; применение БАК в составе разведывательно—огневых комплексов ракетных войск и артиллерии; апробировании созданной системы управления и передачи данных между наземными пунктами управления БАК и взаимодействующими пунктами управления воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил и ряда других.
Кроме перечисленных комплексов, планируем поставить в войска еще и ряд образцов БАК специального назначения, которые в данный момент разрабатываются по заказу Министерства обороны. Так что работа по оснащению и принятию их на вооружение будет продолжена.
— Расскажите, пожалуйста, что делается для создания белорусских беспилотников?
— Анализ мирового опыта в области беспилотной авиации показывает: большинство экономически развитых стран ориентированы на выполнение собственных национальных программ, как правило, исключающих передачу технологий создания и производства другим пользователям. Например, в США реализуется программа создания БЛА, предусматривающая 30—процентное оснащение собственных военно—воздушных сил беспилотными комплексами.
Опыт наших ближайших соседей, в том числе России, Казахстана и Украины, показывает: они закупают готовые образцы за рубежом с одновременным открытием собственных программ создания и оснащения БАК. На мой взгляд, наиболее предпочтительный вариант — создание отечественных БАК с максимальным привлечением предприятий и организаций нашей страны.
По мнению специалистов, белорусские предприятия, имеющие многолетний опыт разработки комплексов и систем, используемых в авиатехнике, сегодня обладают необходимым научно—техническим потенциалом для разработки и производства БАК. Это ОАО «Агат системы управления», ОАО «558 авиаремонтный завод», РУП «407 Минский авиаремонтный завод», ЗАО «Аэромаш», ГНУ «Физико-технический институт НАН Беларуси», ООО «Мидивисана», ООО «КБ ИНДЕЛА» и другие. Их разработки известны и неоднократно демонстрировались на международных выставках.
Для объединения усилий разработчиков по созданию беспилотной техники в нашей стране Министерством обороны совместно с Государственным военно—промышленным комитетом еще в 2010 году было инициировано выполнение пятилетней государственной научно—технической программы «Многофункциональные БАК и технологии их производства». Основная ее цель — создание научно—технической, технологической и производственной базы для создания, испытаний и применения современных БАК как военного, так и гражданского назначения в Беларуси. На мой взгляд, успешная реализация программы невозможна без кооперации предприятий — потенциальных производителей БАК.
— Что можете рассказать о создании нормативно—правовой базы по БАК?
— Действительно, применение беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве любого государства невозможно без нормативно—правового обеспечения и регулирования. И если сначала этому вопросу не уделялось достаточно внимания, что приводило к возникновению нештатных ситуаций в воздухе и как следствие ограничивало применение подобной техники, то сейчас большинство развитых стран мира старается установить четкий порядок организации и выполнения полетов БЛА.
К примеру, в США и странах Европы приняты законы и правила, определяющие порядок применения пилотируемых и беспилотных воздушных судов в общем воздушном пространстве, и несмотря на действующие ограничения, БЛА все активнее завоевывают воздух.
Появление первых БЛА в нашей стране выявило проблемные вопросы. В первую очередь это отсутствие нормативно—правовой базы, регулирующей организацию и выполнение полетов БЛА в воздушном пространстве Беларуси. Именно поэтому в течение последних лет в Вооруженных Силах была проведена большая работа по внесению изменений и дополнений в норматив но—правовые акты, охватывающие все сферы применения БАК. Впервые на постсоветском пространстве разработаны основные положения правил использования воздушного пространства беспилотными аппаратами, Авиационные правила, определяющие порядок организации и проведения полетов государственных БЛА и всех видов их обеспечения. Были внесены изменения и дополнения в более 30 нормативно—правовых документов, утвержденных постановлениями Совета Министров и Министерства обороны. Сегодня применение государственных БЛА в воздушном пространстве нашей страны четко регламентировано.
Сейчас эта работа продолжается, и специалистами Вооруженных Сил подготовлены предложения по закреплению статуса беспилотной авиации в Воздушном кодексе Беларуси. Реализация этих предложений позволит выполнять полеты в небе Беларуси как государственным, так и гражданским беспилотным летательным аппаратам.
Журнал Спецназ. Автор: Наталья Похомович